В Аюрведе бимодальный подход врача к клиническому обследованию (диагностика заболевания и диагноз пациента) используется для определения первопричины заболевания и выбора лечения [1]. Принятие диагностического решения в Аюрведе – сложный процесс. Он включает интерпретацию через внутреннее понимание многих факторов, участвующих в проявлении болезни, таких как «жидкости тела» (доша), ткани тела (дхату-с), продукты выделения (мала-с), пищеварительная способность (агни) и каналы тела ( srota-s).

Более того, Аюрведа также принимает во внимание патогенные факторы, время года и весь курс действий пациента (диета, лекарство и режим, совместимые с конституцией) для проявления болезни. Аюрведическое клиническое обследование включает три диагностических метода (тривидха парикша): осмотр, опрос и пальпацию. Осмотр включает осмотр частей тела, например кожи, волос, глаз и языка. Во время допроса предоставляется всестороннее понимание истории болезни, симптомов, психологических и физиологических характеристик. Пальпация включает пульс и пальпацию частей тела (пальпация живота, кожи и т. Д.). На основании обычного медицинского диагноза назначается лечение и выбор трав / сложных смесей. Однако о надежности аюрведических методов диагностики известно очень мало.

В клинических условиях межэкспертная надежность – это степень, в которой два или более оценщика согласны с диагнозом одного и того же объекта при идентичных условиях оценки. Исследования надежности необходимы, потому что они предоставляют информацию о качестве измерений, а также играют важную роль в процессе разработки эффективных диагностических процедур [2].

Аюрведические концепции физиологии, патологии, диагностики, медицины и терапии основаны на учении о трех дошах (Приложение A). Считается, что каждая доша имеет неотъемлемые атрибуты, которые выражаются в физических, психологических и физиологических характеристиках человека. Подлинный аюрведический текст Чарак самхита, Сушрута самхита подробно объясняет, как определить свойства доши по признакам и симптомам, ведущим к проявлению пракрити и болезней. В последнее время в нескольких исследованиях наблюдались генетические основы пракрити [3]. Конструкция пракрити коррелировала с полиморфизмом гена лейкоцитарного антигена человека (HLA) [4]. Другое исследование показало, что биохимические профили и гематологические параметры демонстрируют различия между типами пракрити [5]. Значительная ассоциация между генотипом CYP2C19 и основными классами типов пракритов наблюдалась в [6]. Другое исследование показало агрегационную реакцию тромбоцитов, и ее ингибирование аспирином варьировалось в зависимости от подтипов пракрити [7]. Эти свидетельства, связанные с пракрити, вероятно, окажут значительное влияние на персонализированную медицину. Однако отсутствуют количественные исследования, такие как надежность оценки пракрити.

На основе комбинации одной или нескольких биологических сущностей описаны семь типов пракрити: ватаджа, питтаджа, капхаджа, ватапиттаджа, ватакапхаджа, питтакапхаджа и ватапиттакапхаджа. Анализ Пракрити помогает расставить приоритеты в отношении лечебных, профилактических и лечебных режимов, характерных для конкретного человека. Таким образом, рецепт на основе пракрити помогает усилить терапевтический эффект схемы и уменьшить нежелательные эффекты препарата. Для получения более надежных результатов диагностики необходим анализ самой оценки пракрити [8–10]. Пракрити представляет собой естественную комбинацию одной или нескольких дош. Кроме того, текущее состояние или уровень доши можно диагностировать с помощью пульсового исследования (нади парикша) [11]. Диагностика с помощью языка (дживха парикша) также является полезным методом. Исследование языка помогает оценить «состояние пищеварения» [12].

Визуальный осмотр языка включает наблюдение за цветом, формой и налетом на языке. Согласно Аюрведе, нарушение пищеварительного / биологического огня (агнимандья) лежит в основе всех болезней. Сниженное функционирование биологического огня (mandagni) вызывает неправильное переваривание пищи и приводит к образованию аутотоксина (ама) [13]. Этот аутотоксин смешивается с биологическими веществами (доша) и воздействует на ткани организма, таким образом искажая / изменяя их качества и приводя к всевозможным патологическим процессам. Осмотр налетов на языке на ранних стадиях полезен для диагностики нарушения пищеварительного огня, а вмешательство может предотвратить дальнейшее развитие аутотоксина. Таким образом, изменения налета на языке с другими симптомами амы могут предоставить важную информацию для различных аюрведических диагнозов в клинической практике.

Использованные источники

  1. L.-C. Mishra, B. B. Singh, and S. Dagenais, “Healthcare and disease management in Ayurveda,” Alternative Therapies in Health and Medicine, vol. 7, no. 2, pp. 44–50, 2001.
  2. G. Dunn, Statistical Evaluation of Measurement Errors: Design and Analysis of Reliability Studies, Arnold, London, UK, 2nd edition, 2004.
  3. B. Patwardhan and G. Bodeker, “Ayurvedic genomics: establishing a genetic basis for mind-body typologies,” Journal of Alternative and Complementary Medicine, vol. 14, no. 5, pp. 571–576, 2008.
  4. B. Patwardhan, K. Joshi, and A. Chopra, “Classification of human population based on HLA gene polymorphism and the concept of Prakriti in Ayurveda,” Journal of Alternative and Complementary Medicine, vol. 11, no. 2, pp. 349–353, 2005.
  5. B. Prasher, S. Negi, S. Aggarwal, A. K. Mandal, T. P. Sethi, and S. R. Deshmukh, “Whole genome expression and biochemical correlates of extreme constitutional types defined in Ayurveda,” Journal of Translational Medicine, vol. 6, article 48, 2008.
  6. K. Joshi, Y. Ghodke, and B. Patwardhan, “Traditional medicine to modern pharmacogenomics: Ayurveda Prakriti type and CYP2C19 gene polymorphism associated with the metabolic variability,” Evidence-based Complementary and Alternative Medicine, vol. 2011, Article ID 249528, 5 pages, 2011.
  7. S. Bhalerao and T. Deshpande, “Prakriti (Ayurvedic concept of constitution) and variations in platelet aggregation,” BMC Complementary and Alternative Medicine, vol. 12, article 248, 2012.
  8. Y. T. Acharya, Caraka Samhita, Chaukhamba Surbharati, Varanasi, India, 1992.
  9. S. Rastogi and F. Chiappelli, “Bringing evidence basis to decision making,” in Complementary and Alternative Medicine (CAM): Prakriti (Constitution) Analysis in Ayurveda, chapter 7, pp. 91–107, Springer, Berlin, Germany, 2010.
  10. S. Rastogi, “Prakriti analysis in Ayurveda: envisaging the need of better diagnostic tools,” in Evidence-Based Practice in Complementary and Alternative Medicine, pp. 99–111, Springer, Berlin, Germany, 2012.

Vrinda Kurande.
Interrater Reliability of Diagnostic Methods in Traditional Indian Ayurvedic Medicine. URL:hindawi.com/journals/ecam/2013/658275/

Добавить комментарий