Курортный обман

[ A+ ] /[ A- ]

Отпуск, море, красота! Очень часто желание побыстрее оказаться на сказочном морском побережье лишает нас элементарного чувства самосохранения…

Супер-пупер-мегатур.

Жители мегаполиса живут в ожидании отпуска, когда можно будет вырваться из душной столицы и подставить свое бледное тело лучам жаркого солнца. Прежде чем этот сказочный момент наступит, придется побегать по туристическим фирмам. И тут затаилась опасность. По статистике, каждый пятый москвич становится жертвой шарашкиных контор с гордым названием «Супер-пупер-мегатур». Поживиться на законно положенном отдыхе хотят многие, и у большинства это очень хорошо получается.

Ловись рыбка…

Первое, на что клюют уставшие москвичи, — дешевые путевки. Мечтает, к примеру, научный сотрудник к морю Черному прокатиться. Зарплата скромная, а отдохнуть хочется. Что делать? Конечно, отправиться в турфирму «Сказочные берега». А там путевок!.. Глаза разбегаются, и цены—то как радуют! Видит себя научный сотрудник на берегу Красного моря, в 4-звездочном отеле, а вокруг красавицы снуют, напитки подносят да фрукты заморские. Бывает, что клиент из мечтаний выходит и задает разумный вопрос: «Отчего дешево так?». На что работники турфирмы отвечают: «Так мы давно сотрудничаем с этим пансионатом, авиакомпанией и т. п. — вот и скидочки». Только расплачиваться за дешевизну придется нервами. А они, как известно, хоть и восстанавливаются, но очень медленно. Не хотите коротать ночи в избушке на курьих ножках, серьезно подойдите к выбору турфирмы. Если менеджер компании не может отличить Куршавель от Кисловодска, делать вам в этой фирме нечего. Грамотный специалист должен свободно ориентироваться в направлениях, турпродуктах и технологиях туристического обслуживания. Представитель фирмы этого не умеет? Помашите ему ручкой. Иначе он помашет вам, когда вы будете бомжевать в Египте.

К посещению офиса фирмы тоже надо подойти ответственно. Вывеска на здании есть? Вариант «Рога и копыта» не подходит. При взгляде на металлическую табличку вы должны увидеть полное фирменное название туроператора (к примеру, ООО «Отдохни»). Также должны быть даны юридический адрес и график работы. Когда зайдете внутрь — осмотритесь. Сотрудники сидят на табуретках за древними столами? Плохо. Помещение оборудовано по последнему слову офисного дизайна? Замечательно. Вам не предложили присесть, а стоимость путевки высчитывают на допотопном калькуляторе? Комментарии излишни. Обратите внимание на «доску почета». У солидной компании должен быть стенд для потребителей. Причем не в углу, не в кладовке, а на самом видном месте. Доска почета имеется, а что в ней? Вот что должно быть: копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица или предпринимателя; общие правила реализации туристского продукта; образцы договора, путевки, заявки на бронирование, памятки и др. Если чего—то из вышеперечисленного не хватает, можно поинтересоваться у сотрудников, где документы. И вы вправе это требовать. Ведь сорванный отпуск испортит нервы именно вам.

Верните наши денежки!

Меры предосторожности не помогли, и вы все—таки попали в лапы мошенников? Тогда приготовьте папку и начинайте складывать в нее бумажки. Какие? А вот такие.

Во—первых, узнайте, почему чартерный рейс был задержан. Если причина не в технике, а в халатности туроператора, возьмите об этом свидетельство из аэропорта. Дескать, подтверждаем, что самолет был исправен. Тогда по новому закону «Об основах туристкой деятельности» (действует с 1 июня 2007 года) у турфирмы можно отсудить по 400 рублей за каждый час ожидания. Когда волею турагента—обманщика вы попадете в однозвездный отель, требуйте и тут бумагу. Пусть на официальном бланке отеля вам расписку дадут, что «отель «Мечта туриста» действительно является отелем категории «1 звезда». И пусть укажут, что дана такая справка именно вам и что проживали вы в этом чудесном отеле ровно три дня. Можно еще пару снимков сделать: вид из окна на кладбище, тараканы в супе на обед или пьяный дебош соседей по жилплощади. Такие доказательства пригодятся в суде. Молча страдать не стоит. Все свои претензии вы должны будете предъявить в течение 20 дней с момента окончания срока действия договора. По-хорошему турфирма за 10 дней обязана вернуть вам деньги. Если этого не произошло, придется запастись терпением и направиться либо в общество по защите прав потребителей, либо в суд.

«Добрые» местные жители.

Напоследок хотелось бы предостеречь туристов еще от одних мошенников: местных жителей. Обворовать богатенького иностранца хотят многие, поэтому при выборе страны для отдыха учитывайте особенности коренных жителей. К примеру, в Латинской Америке популярно развлечение — незаметно измазать туриста грязью. Среди прохожих моментально находится добрый человек, готовый отряхнуть ваши брюки или пиджак. Во время чистки деньги навсегда покидают ваши карманы. Дамам, решившим посетить Ямайку или Доминиканскую Республику, не стоит загорать на пустынном пляже в гордом одиночестве. Таких смелых барышень здесь попросту могут изнасиловать. Жители стран Ближнего Востока довольствуются хитрым грабежом. Туристу дарят сувениры, несколько раз повторяя, что это «презент». Но после того, как подарок оказывается в ваших руках, за него начинают требовать немалые деньги. Отказываетесь? Сейчас в полицию пойдем. Большинство туристов соглашается отдать деньги. Любимое хобби мошенников из Турции — украсть паспорт. Стоит только вам оказаться без этого важного документа, как вас тут же определят либо в публичный дом, либо в тюрьму. Зная, что иностранцы не горят желанием отсидеть на нарах или попасть в секс-рабство, турки зачастую предлагают отдать паспорт за «скромное» вознаграждение. В Европе воры тоже есть. Чаще всего туристы лишаются своих сумок. Во Франции, Испании и Италии это привычное дело.

Закон на страже?

Если вас обворовали в отпуске, в полицию обращаться не имеет смысла. Как правило, туристы проводят в чужой стране не более 10 – 14 дней. За это время грабителя вряд ли найдут. Восстановить документы можно, но дорого. Иногда проще отдать деньги мошенникам, но в следующий раз быть внимательнее. В случае с липовой турфирмой добиться справедливости вполне реально. Известны уголовные дела, когда пострадавшим удалось вернуть деньги, но не время отпуска, потраченного впустую. Поэтому будьте бдительны. Ведь всегда проще предотвратить неприятности, чем потом пару лет ходить по судам.

Вездесущий договор.

По словам представителей турфирм, 98% россиян даже не утруждают себя чтением договора. Верят на слово. А этого делать не стоит. Договор — это шанс нормально провести отпуск, либо вернуть потраченные зря деньги. Учить его наизусть не надо, но внимательно прочитать необходимо.

В договоре обязательно должна быть информация о туроператоре или турагенте: юридический адрес и банковские реквизиты. Маршрут вашего путешествия тоже следует описать, равно как и условия поездки. А это: жизнь в отеле, экскурсии, доставка вас на родину. Важно указать дату и время начала и окончания поездки. Особое внимание уделите мелочам, от которых будут зависеть ваши впечатления об отдыхе. Желательно обговорить заранее, кто будет встречать вас в чужой стране: беззубый дедушка-араб или квалифицированный экскурсовод. Какие обязанности у сопровождающего: сбагрить вас в ближайшем населенном пункте неизвестным бандитам или с комфортом доставить в отель?

Обязательно уточните цену за перелет, стоимость бронирования гостиничного номера и экскурсий. Десять тысяч раз переспросите, как все это будет оплачиваться. Иначе администратор отеля будет смотреть на вас круглыми глазами и утверждать, что никаких денег от фирмы «Супер-пупер-мегатур» он в глаза не видел. До вылета осталось два дня, а фирма объявляет, что мест в сказочной стране уже нет. И не полететь ли вам на Камчатку вместо Альп? Такое случается часто. Поэтому оговорите в договоре подобный сценарий развития событий. Иначе в лучшем случае потеряете несколько дней на поиски новой турфирмы. А в худшем — придется лететь на Камчатку.

Выдержка из закона «Об основах туристской деятельности в РФ». Статья 6. Права туриста при подготовке к путешествию. Во время его совершения, включая транзит, турист имеет право на:

необходимую и достоверную информацию о правилах въезда в страну (место) временного пребывания и пребывания там, об обычаях местного населения, о религиозных обрядах, святынях, памятниках природы, истории, культуры и других объектах туристского показа, находящихся под особой охраной, состоянии окружающей природной среды;

свободу передвижения, свободный доступ к туристским ресурсам с учетом принятых в стране (месте) временного пребывания ограничительных мер;

обеспечение личной безопасности, своих потребительских прав и сохранности своего имущества, беспрепятственное получение неотложной медицинской помощи;

возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора розничной купли-продажи туристского продукта (далее — договор) туроператором или турагентом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

содействие органов власти (органов местного самоуправления) страны (места) временного пребывания в получении правовой и иных видов неотложной помощи;

беспрепятственный доступ к средствам связи.

И приятного вам отдыха!


№6(24), июнь 2007

www.radiuscity.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *